Главная / Статьи из прессы / Русские в британских пансионах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Русские в британских пансионахРусские в британских пансионах
Британские пансионы легально принимают иностранцев. Правда, немного - от 5% до 10%. Русские из них составляют примерно половину, где-то больше, где-то меньше.
Знал бы, где упал...Не все в английских школах понятно русским, не все могут они легко принять. Например, жалобы учителям, а по-русски ябедничество. Там - это норма. А у нас принято (и так детей воспитывают) за оскорбление дать сдачу, а не стучать.Ни для кого не секрет, что в английских пансионах существует что-то вроде дедовщины (или права старшего). Тот, кто учится классом выше, может попросить и ботинки почистить, и за соком сгонять. К такому тоже многие не готовы. Мысль, что ты сам станешь через пару лет "дедом", как-то сразу в голову не приходит. И хочется ответить грубостью... А чего стоят, например, ежедневные игры в футбол с самого утра, да еще в любую погоду и в короткой форме? Во многих школах на территории кампуса запрещено одевать поверх формы свитера и поначалу приходится мерзнуть. К этому на доне просто привыкнуть, для начала это нужно пережить. А потом - смириться и относиться спокойно, как к необходимости. Некоторые с трудом справляются с тоской по дому. Одна российская девочка, например, "заедала" ностальгию. В результате родители забрали ее из-за резкой прибавки в весе. Другую не устраивало, что вокруг так много китайцев, которые совершенно "сами по себе" и никакого внимания на нее не обращают. Учителя британских школ иногда жалуются на поведение россиян. Однако хулиганят наши не больше остальных. Просто скрывать этого не умеют, характер сдерживать не научились. Или специально демонстрируют нарушения дисциплины, давая понять родителям, что беззаботная жизнь тем не грозит даже в отсутствие ребенка. Так поступают дети, которым кажется, что от них избавились, откупились. И они нуждаются в родительской любви и поддержке.
Времена меняютсяУже прошло более 10лет с того момента, как в британских частныхшколах появился первые ученики из России. Кнашим детям там уже привыкли. Администрациямногих школ уже примерно представляет, чтотакое иметь русского ученика. Хотя временаменяются, и дети меняются. Если в первойполовине 90-х в английские пансионыотправляли в основном своих избалованных изачастую невоспитанных детей новые русские(у кого еще тогда были такие деньги?), то современем появились более разумные имотивированные граждане с деньгами изчисла нарождающегося среднего класса.Многие проблемы поначалувозникали именно из-за того, что детей "ссылали"без их согласия, и они не понимали, зачем имэто нужно, а следовательно, отказывалисьсоблюдать правила школ, не спешили чтоназывается "войти в среду". А отсюда -насмешки и издевки одноклассников,недовольство учителей, опекунов иуправляющих общежитием (housemaster), и врезультате - возвращение домой. В этомслучае на вопрос "Что тебе дала учеба вбританской школе?" бывший пансионерответит, как Децл: "Английский язык ибольше ничего". И это еще, можно сказать,не бесполезно съездил. К счастью, в последнеевремя родители более четко представляют,зачем их ребенку английская школа. Какправило, для того, чтобы поступить ванглийский университет, а после - сделатьуспешную карьеру. То есть задачи сталитакими же, как и у британских родителей,которые считают, что все это образованиенужно единственно для того, чтобы найтихорошую работу. Соответственно, и детейстали мотивировать на это. Кроме того, все-такипрошло уже достаточно времени, и мы тожестали ездить по миру, изучать языки,общаться с людьми разных национальностей. Идети тоже меняются. Попадая в британскиешколы, они уже стремятся "статьангличанами", не в смысле изменить своюнациональную идентификацию, а попытатьсяинтегрироваться в среду. Тем, ктодействительно хочет, это удается. У многихменяется психология: они начинают ценитьвещи, на которые не обращали раньшеникакого внимания, учатся жить в ладу справилами и законами, по-иному строитьотношения. В результате на выходе русскиевыпускники мало чем отличаются отбританских и при поступлении в университетимеют с ними равные шансы. Сегодня не однообразовательное агентство можетпохвастаться студентами, которые, закончившколу-пансион, поступили в Кембридж илиОксфорд. Хотя, конечно, это больше заслугане агентства, а самих детей и школ. В британских пансионахстараются максимально использовать,раскрыть и развить все таланты учеников. Итакой подход дает потрясающие результаты:любой студент на пороге A-level имеет четкосформулированный план будущей учебы.Заслуга школы - увидеть, разглядетьспособности, которые открывают школьникудвери в Оксфорд, будь он англичанин илирусский. Русские выпускникибританских школ-пансионов если ивозвращаются на родину, то только посемейным причинам. И процент таких "вернувшихся"очень мал. Основная же часть ребятстановится студентами британскихуниверситетов. Кто-то поступает в вуздругой страны. "Массовые" возвращениямогут быть связаны только с серьезнымкризисом на уровне страны, таким, например,который случился в 1998 году. У некоторыхродителей тогда просто не хватило денег нато, чтобы дети продолжали обучение. Но это -исключение. Сложно сказать, сколькостудентов возвращается на родину, завершивобучение в вузе. Некоторые предпочитаютостаться в Англии или уехать в другуюстрану, считая, что с зарубежнымобразованием сложно работать в российскойкомпании. Другие, напротив, с радостьюприезжают в Россию и говорят о том, чтобизнес у нас динамичнее и прибыльнее, арасходы на проживание гораздо ниже. И еслите, кто остается, порой сталкивается спроблемой поиска работы, адекватнойобразованию, то возвратившиеся могут смелорассчитывать на стремительную карьеру.
Личный опытРассказывает Юрий Мишарин, папа 14-летней Татьяны из Екатеринбурга, которая учится в школе для девочек Harrogate Ladies` College недалеко от Манчестера:- Дочь воспитывалась в обстановке, когда все блага доступны без труда и усилий. А в результате утрачивается интерес к жизни, теряются правильные ориентиры и, наоборот, возникают пагубные интересы. Перемена в сознании дочери, наступившая за два-три месяца пребывания в пансионе, меня просто поразила. Раньше она была твердо убеждена, что ее учеба нужна в первую очередь мне, гувернантке, репетиторам, и в последнюю очередь - ей самой. Я был приятно изумлен и воспринял почти как чудо, то, что уже после первого семестра стало ясно: английские педагоги сумели перевернуть с ног на голову систему ее взглядов. Я увидел, что моя дочь всерьез поняла, что это все необходимо прежде всего ей. Меня очень обрадовала вдруг откуда-то взявшаяся у нее взрослая жизненная позиция. Сейчас мы с дочкой гораздо лучше друг друга понимаем, чем когда жили вместе, мы стали гораздо ближе и дороже друг другу. Еще я заметил, что она признала существование правил и ограничений и научилась подчиняться им, поняла, что есть правила без исключений. Дочка каждый день посещает церковь: ей специально тактично объяснили необходимость этого. Правда, в церкви про себя она читает наше русское "Отче наш". После многолетних проблем - в моем случае это пять лет - я увидел, что процесс становления дочери пошел в правильном направлении.
Задолго до желаннойпоездкиВсе образовательные агенты в один голос заявляют, что начинать готовиться к поездке надо заблаговременно. К сожалению, таких "сознательных" родителей среди россиян пока единицы, а желающих, чтобы ребенок непременно попал в рейтинговую школу, - десятки. Чаще случается, что в агентство обращаются в марте, чтобы всентябре уже начать учиться. Хотя оптимально подать заявку за год, можно за два-три. Не у всех родителей, мечтающих о топовых школах для своих детей, хватает терпения дождаться места в этой самой школе. Единичные примеры все же есть, например, один мальчик таки получил место в Итоне через четыре года после подачи заявки.Чтобы ребенок чувствовал себя в школе спокойно, она должна быть подобрана профессионально. И на это требуется время. Важно, чтобы ребенок отправлялся в пансион подготовленным:представлял, что его ждет, в какую среду он попадет. Такое знакомство - тоже дело не пяти минут. Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №5 2003 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контактная информация |
Туристическая компания ЕВРО-РЕЗИДЕНТ ТРЕВЕЛ И КОНСАЛТИНГ г. Москва, м. «Китай-Город» Солянский проезд, д. 1/27, офис 534 (5 этаж). Тел: +7 (495) 648-9188 (мн), E-mail: info@2uk.ru |
|