Главная / Статьи из прессы / Пансионеры нашего времени | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пансионеры нашего времениПансионеры нашего времени
Понятие школы-пансиона заново вошло в нашу жизнь. То есть, конечно, школ, где дети живут постоянно, были всегда. Только прежде назывались эти учебные заведения "интернаты" и существовали в силу суровой необходимости. Юных спортсменов, балерин и танцовщиков, детей дипломатов в интернат вел либо талант, либо профессия родителей. Потом настали другие времена. И появились лицеи, гимназии, колледжи - а вместе с ними и школы-пансионы и полупансионы. Вдруг обнаружилось, что в России есть богатые традиции подобного рода воспитания, а кроме того, самые дорогие и престижные школы мира по форме своей именно пансионы.
Благородство и аскетизмОдин из самых известных в России пансионов был учрежден при Московском университете в 1778 году - Вольный благородный пансион. Это было платное учебное заведение для дворян, руководил которым выдающийся педагог Антон Антонович Прокопович-Антонский. Пансиону покровительствовали многие выдающиеся люди того времени, и это было вполне в духе екатерининской эпохи. "Судьба целых народов зависит от воспитания молодых людей. Дети должны некогда составлять общество и быть его членами. Они утверждают благосостояние его, если с юности напоены добродетелию и любовию к отечеству: разрушают порядок его и тишину, если отравлены развратом", - писал Прокопович-Антонский в своих трудах о педагогике.Пансион располагался в одном из московских особняков на Тверской улице, где были свои церковь, больница, два зала - для столовой и публичных собраний, спальни и классные комнаты. Порядки в пансионе были строгие. Кроме учителей, с воспитанники постоянно находились надзиратели, которые, "будучи всегда при них неотлучно, собственным примером, ежечасным напоминанием и благоразумными советами при всех случаях стараются вкоренить в них благонравное поведение, практически приучают их к разговорам на иностранных языках, делают с ними каждый день повторения уроков и руководствуют их в изучении всего того, что задается им от учителей. Они также безотлучно находятся во время отдохновения их от трудов и при позволенных невинных и здоровью полезных забавах" (из "Краткого начертания учебных классов вообще всего порядка, наблюдаемого при содержании Вольнаго Благороднаго Пансиона..."). В пансионе обучались, разумеется, языкам (русскому, французскому, немецкому), причем учителя были, как мы теперь называем, носителями языка. История, география, естественная история, математика, практическое законоискусство, христианский закон, рисовальное искусство, "фехтованье" и "танцованье", музыка - все эти предметы были обязательными. Воспитанники спали в больших спальнях, где одна кровать от другой отделялась перегородкой, не имели права без разрешения выходить за пределы пансиона, ложились спать в 10 часов вечера и вставали в 6 утра. Еда их была довольно простой, "без роскоши и излишества", это отдельно оговаривалось в правилах. Учились молодые дворяне восемь часов в день: с восьми утра до двенадцати, и с двух до шести вечера. Очевидно, нелегкая жизнь пансионеров компенсировалась тем, что здесь не применялись телесные наказания (и это было непривычно для тех времен), царил патриархальный дух и работал блестящий педагогический коллектив. В старших классах, например, все предметы преподавали университетские профессора. Из стен пансиона вышли В.А.Жуковский, С.П.Шевырев, М.Ю.Лермонтов, будущие министры военный и юстиции. Историки считают, что роль Вольного благородного пансиона в отечественной культуре оказалась очень высокой. Конечно, кроме Московского пансиона, существовал Царскосельский лицей, потом - кадетские училища и так далее. Воспитание детей школьного возраста в отрыве от семьи было в России и традиционным, и престижным.
Там, где воспитывают лордовАнглия, пожалуй, задала эталон школ-пансионов. Названия Итон, Харроу, Далидж, Милл-Хилл до сих пор магически действуют на обитателей многих стран. В Британии уже несколько столетий граждане выбирают между частными и государственными школами, в том числе и пансионами. Издавна большинство здешних школьников училось в пансионах, возвращаясь домой лишь на каникулы. Лишь в ХХ столетии нравы смягчились и появилось много дневных школ. Самые дорогие пансионы - заведения закрытые, в них нелегко попасть, в них трудно учиться. Их главные достоинства производные этих принципов: выпускники образую некий клуб, в котором связи значат больше, чем деньги. Знания позволяют поступать в хороший университет, а традиции воспитывают терпимость и самодисциплину.Но считается, что состоятельные англичане отдают своих детей в пансионы еще и для того, чтобы отпрыски не избаловались. Несмотря на то что у каждой английские школы собственное лицо, их объединяет скромность быта, строжайшая дисциплина и традиционный аскетизм. Еда - простая и не слишком обильная, сон - в строго определенное время, занятия спортом - обязательны, школьная форма тоже. До сих пор в Англии очень популярны раздельные пансионы: для мальчиков и для девочек. Ребенок не может покинуть стен школы без разрешения воспитателя и находится практически под круглосуточным наблюдением. Именно так школы спасаются от наркотиков, алкоголя и прочих "сюрпризов", которых так боятся родители. Многие российские школьники, отправленные родителями в дорогой английский пансион, не выдерживают именно строгости и аскетизма: говорят, что их слишком ругают за небольшие провинности, что трудно жестко соблюдать режим, что не наедаются... Однако сами англичане считают: традиционные школы воспитывают истинно британский характер.
Дом родной или казенный?Школы-пансионы, появившиеся в последнее десятилетие в России, пожалуй, не похожи ни на западные аналоги, ни на собственных предшественников. Это некая новая форма обучения, которая подстроилась под требования, порожденные современной ситуации в нашей стране.В начале 90-х возникло довольно много частных школ, которые предполагали круглосуточное пребывание детей в своих стенах. Большая часть из таких заведений затем перешла в режим полупансиона (то есть с 8 утра до 6-7 вечера). Это произошло после того, как стало понятно, что пансион требует чистого воздуха, большой территории, возможности заниматься разными видами спорта. В большом городе обеспечить выполнение этих условий невозможно. Поэтому большинство московских пансионов расположено в области, в экологически благоприятных местах. Киты, на которых держалось и держится образование в пансионе, у нас, разумеется, те же: дисциплина, строгий надзор и обеспечение безопасности, множество дополнительных предметов (спорт, искусство) и языки. Но наш менталитет не позволяет помещать детей, тем более детей очень обеспеченных родителей, в суровые условия, подобные английским. В наших пансионах все гораздо мягче и по-домашнему. С учениками возятся, дают высыпаться, кормят шесть раз в день, помогают делать уроки. Уютные комнаты похожи на домашние спальни, в них живут по двое-трое. В одной из известных школ, по словам директора, на 100 учеников 130 сотрудников. Родители, которые считают, что их детям лучше жить в школе, руководствуются разными соображениями. Часть взрослых много времени проводит на работе и боится, что дети остаются без присмотра. Другие хотят, чтобы ребенок научился жить в коллективе, третьи делают ставку на хороший уровень образования. А четвертые... опасаются за жизнь и здоровье ребенка, поэтому стараются максимально обезопасить его, увезя из дому. Всем этим запросам, собственно, и удовлетворяют услуги пансионов. Здесь маленькие классы, внимательно относятся к особенностям учеников, учеников тщательно охраняют и следят за их здоровьем. Педагоги пансионов утверждают, что стараются равномерно распределять учебную нагрузку в течение дня: уроки, потом спорт, потом обед, отдых и еще уроки. Некоторых на выходные и каникулы забирают домой родители, другие живут в пансионе постоянно.
Чего бояться?Конечно, не все стороны жизни в школе-пансионе окрашены в радужные тона, что бы ни говорили директора и завучи. Разлука ребенка с домом - неизбежное зло такого рода обучения. Пережить этот стресс могут далеко не все. Вот что говорит по этому поводу психолог Наталья Писаренко: "Раньше семи-восьми лет нежелательно отделять ребенка от родителей. В семилетнем возрасте ребенок достаточно силен, чтобы выдержать разлуку. Он хорошо говорит и может анализировать различные социальные ситуации, нормы и отношения. Поэтому он не "потеряется" в коллективе, сумеет понять, где к нему относятся хорошо, а где, например, используют или исподтишка обижают. Он может внятно сформулировать, что ему нравится, а что нет. Это очень важно! Я видела много случаев, когда детки 3-4 лет терпят плохое обращение в детском саду и не жалуются родителям".Жизнь вдали от семьи становится для ребенка сигналом к переоценке ценностей. Некоторые родители рассказывают: после того как ребенок год-два проучился за границей, он стал гораздо более терпим к домашним, стал ценить дом и теплые отношения в семье, привык убирать за собой и соблюдать личную гигиену без лишних напоминаний. Но есть и такие дети, которым противопоказано отдаление от семьи. "Детей впечатлительных, нервных, чрезмерно агрессивных и склонных к тревоге и депрессии школа-пансион не закалит и не приведет в норму. Они научатся более успешно скрывать свои переживания, но их психическому развитию будет нанесен значительный вред", - считает Наталья Писаренко. В этом случае хорошим выходом из положения может стать полупансион, коих сейчас очень много. Отличие от пансиона здесь только в том, где ребенок ночует. Как правило, полупансионы имеют свой транспорт, а это значит, что ребенка утром забирает школьный автобус, а вечером часов в семь-восемь привозит домой. Дорогие школы обещают, что доставка осуществляется по принципу "от двери дома до двери школы". Программа здесь такая же насыщенная, как и в пансионе. Но для детей, о которых мы говорили, сам факт возвращения в родные стены, сон в своей кровати и своей комнате действуют успокаивающе. Дети вообще очень ценят ритуалы: сказка на ночь, мамин поцелуй, совместная чистка зубов с папой. Порой этих мелочей достаточно, чтобы ребенок весь день провел в школе без излишней нервной нагрузки. Приготовления к отбытию Но бывают случаи, когда другой возможности дать ребенку хорошее образование и уход, кроме как поместить его в пансион, нет. Возможно, родители допоздна работают или должны уехать, живут в плохих экологических условиях и так далее. Следовательно, главная задача, которая встает в этом случае, - это грамотная, аккуратная подготовка ребенка к будущим переменам. "Не надо утаивать ваше решение до последнего момента, - считает Наталья Писаренко, - ребенок может испугаться, когда поймет, что его куда-то отсылают, да еще и боятся говорить об этом с ним. Сообщение это не должно быть особенно торжественным или восторженным, ведь ребенок, как и родители, понимает, что особой радости в его отъезде нет, это часть взрослой жизни, такая же, как и работа для родителей. Не надо устраивать трагедий с оплакиванием (особенно этим грешат бабушки и дедушки). В общем, надо сообщить о своем решении доброжелательно, спокойно и не слишком многословно". Дети доверяют тому, что они видят. Можно показать ребенку фотографии будущей школы, рассказать, что там, например, есть бассейн и ипподром. Важно объяснить причины вашего решения (там много места для прогулок и занятий, рядом речка и лес), но не пытайтесь заставить ребенка понять, что "потом ты сможешь найти хорошую работу". Пусть ребенок заранее узнает, как будет устроена его жизнь: где он будет спать, где и как есть, как часто будет приезжать домой. Психологи рекомендуют выделить время, когда вся семья будет обсуждать предстоящий отъезд школьника. Пусть родители вспомнят, как они грустили, впервые оказавшись в пионерском лагере, как тосковали по дому, но затем привыкли и не хотели уезжать. Тем самым ребенку дают понять, что грусть, тревога или растерянность - это нормальные чувства в этой ситуации, и остальные дети будут переживать то же. Важно договориться о том, что ребенок должен абсолютно все (!) рассказывать родителям. Ему надо разрешить нарушать любые "клятвы молчания". Ведь детский коллектив, пусть даже и находящийся под неусыпным оком воспитателей, может быть жестоким и очень закрытым. Даже выпускники престижнейших английских школ рассказывают, что порой отношения были почти животными - "кто кого съест" - и при этом самые слабые были обременены именно клятвами неразглашения. Можно придумать кодовую фразу, которой ребенок может дать понять взрослому, что ему плохо и нужна помощь. Ведь не всегда он может сказать обо всем открыто. Обязательно в школе-пансионе необходимо присутствие психолога, к которому в любой момент ребенок может обратиться. Решающий срок после расставания - два месяца. Если по прошествии этого времени у ребенка не проходит тревога и подавленность, то родителям нужно обязательно поговорить с педагогами и при первой же возможности обеспечить ребенку психологическую помощь. Конечно, каждый родитель желает своему чаду добра. Все видят своих детей в будущем образованней, чем они сами, умнее, успешнее, уверенней в себе. Поэтому хочется, чтобы школа была самая лучшая. Вот что написал великий педагог Януш Корчак о том, почем приятна и нужна школа: "Дома думают обо всех и занимаются разными делами... Школа думает только об ученике... каждый уголок именно для ученика. Все свое время в школе учитель отдает ученику. Здесь не слышишь неприятного: "У меня нет времени. Не знаю. Оставь меня в покое, не морочь мне голову..." Школа упорядочивает день; знаешь, что будет впереди, куда идти и что делать... Тебе не скучно, даже приходится торопиться. В школе можно выбрать настоящего товарища... всегда бывают неожиданности, никогда точно не известно, что именно будет сегодня, что расскажет учитель на уроке. Всегда что-нибудь повторяется, а что-нибудь оказывается новым, одно уходит, другое наступает. Здесь живут надежды и победы, разочарования и поражения".
Школа-пансион "Ника"Частная школа полного дня, основана в 1995 году. Работает как в режиме полупансиона (с 8.00 до 20.00), так и пансиона. Пансион расположен в 10 км от Москвы, в Ленинских горках, школа же полного дня - в Москве. В школе, помимо государственного образовательного стандарта, углубленного изучения предметов по выбранному профилю, дети могут заниматься хореографией, живописью, театральным и хоровым искусством, плаванием, волейболом, учить два языка.В Ленинские горки детей доставляет специальный автобус. Здесь всю неделю учеников наблюдают врачи (разработана специальная программа по исправлению осанки), психологи и воспитатели. В классах не более 12 человек, поэтому в школе гарантирован индивидуальный подход к детям. Школа-пансион "НОП центр" По словам директора школы Владимира Николаевича Смирнова, школа стала своим воспитанникам домом, а педагогический коллектив - семьей (ведь сюда принимают даже четырехлетних малышей). Школа существует 10 лет, расположена на окраине подмосковного города Красноармейска. На огороженной территории пансиона - сосны, березы, рядом река Воря. По утрам здесь поют птицы, для которых дети сами мастерят скворечники. В школе обучается 80 человек, а сотрудников в два раза больше. Поэтому понятно, что каждый ребенок здесь под пристальным наблюдением. Психологическая группа вместе с медиками находит для каждого занятие в соответствии с наклонностями и способностями. Например, спортивная секция может существовать для одного ученика. Здесь учатся дети не только москвичи и жители области, но и приезжие из дальних районов Сибири, Дальнего Востока и даже Прибалтики. Как правило, родителей воспитанников этого пансиона - люди очень занятые и вполне успешные в своем деле. Пребывание и обучение стоит от $300, дальнейшее увеличение стоимости зависит от индивидуальных запросов родителей. Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №3 2003 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контактная информация |
Туристическая компания ЕВРО-РЕЗИДЕНТ ТРЕВЕЛ И КОНСАЛТИНГ г. Москва, м. «Китай-Город» Солянский проезд, д. 1/27, офис 534 (5 этаж). Тел: +7 (495) 648-9188 (мн), E-mail: info@2uk.ru |
|