|
Учеба за границей
Учеба за границей
Когда мама предложила мне поехать учиться в Великобританию, я подумал: "Прикольно!" В то время я был семиклассником и совсем не представлял себе, что мне предстоит. В Великобритании я провел три года. Жил в интернате. Сначала учился в Bethany School, потом в Wycliffe College. В первой школе мне не нравилось: я тогда ходил с длинными волосами и слушал Iron Maiden (тяжелый металл), а большинство моих одноклассников предпочитало попсу. Музыкальный стиль - это и философия, и образ жизни. Но heavy metal оказался не единственной причиной того, что отношения не сложились: не меньшую роль сыграло и то, что я был чуть ли не единственным иностранцем в школе. Поэтому Bethany пришлось покинуть. И все изменилось к лучшему. Следующая школа была интернациональной: там учились и русские, и немцы, и представители Юго-Восточной Азии. Великобритания переполнена корейцами, китайцами и японцами. К моменту обучения в новой школе я стал старше, и поэтому общительнее. У меня появились друзья, я влюбился. Но, главное, я занимался множеством полезных и интересных дел, из которых состоял учебный процесс. Возникло счастливое ощущение полноты жизни. Вообще-то, я не очень люблю учиться. Во всяком случае, в России. Должно быть, система образования Великобритании подходит мне больше. Как это ни пафосно звучит, но там я постоянно совершенствовался. Сама идея духовного развития стала мне понятна именно в Англии. А ключевую роль в формировании личности сыграли гуманитарные предметы: философия, актерское мастерство, музыка и литература. Кстати, преподают там иначе. Например, по литературе в год проходят всего три-четыре произведения. Стихи, прозу и драму. Мы читали Шекспира, Оруэлла. Тексты очень подробно разбирают, анализируют все приемы, которые в них есть, выделяют все смысловые пласты. От нас не требовали чтения статей известных критиков и бесконечных цитат в сочинениях. Главное, чего добивались учителя, чтобы мы выработали свое отношение к тем проблемам, которые подняты в произведении. В школе учат думать. И доказывать свою точку зрения. Учителя не пытаются навязывать свою позицию, они направляют ученика, который стремится обрести свое видение мира. Аналогичным образом построено преподавание философии: на уроке нам предлагали какую-нибудь проблему для обсуждения. Например, существует ли предопределение, нужна ли смертная казнь. Философия не входит в обязательную программу, я ходил на факультатив. Я начал изучать различные философские системы. Стал воспринимать жизнь как путь духовного развития. Читал Лао-Цзы. Увлекся буддизмом. Хотя в целом я тогда мало читал - музыка и театр были для меня важнее книг. Музыку в Великобритании тоже изучают совершенно иначе. Не слушают композиторов, а учатся играть на разных музыкальных инструментах. Я умею играть на гитаре, но нот до сих пор не знаю. Уроки проходят следующим образом. Учитель говорит: сыграй такие-то аккорды. Пытаешься их повторить, получается мелодия, спрашиваешь: а если вот так? И тебя хвалят, хотя ты играешь что-то совершенно другое. Ну а если у тебя совсем ничего не получается и тебе скучно, но ты стараешься, тебе все равно ставят зачет - за работу. Когда выпадала свободная минута, я чаще всего шел в маленький домик, где проходили музыкальные занятия (вся школа состоит из таких вот маленьких домиков). Я подбирал услышанные мелодии, сочинял свои, играл в группе. Музыка занимала такое важное место в моей жизни, что когда мы закончили школу и разъехались, появилось ощущение, что я ее немного "переел". Но потом стал мечтать о новой группе, и сейчас я очень четко представляю, какую музыку хочу играть. Другим моим увлечением был театр. В качестве предмета по выбору я занимался актерским мастерством. Мы ставили спектакли. Выезжали с представлениями. А зачетный спектакль должны были от начала до конца сделать самостоятельно, то есть не только играть, но и подготовить декорации, следить за освещением и т.д. Весь актерский коллектив разделили на группы по 3-4 человека. Та группа, куда я входил, ставила философскую сценку про электрика-буддиста, который менял перегоревшие пробки и одновременно зажигал свет в душах запутавшихся хозяев квартиры. Коротенький спектакль стал всего лишь эпизодом в длинной череде зачетов и экзаменов, так как мое обучение в средней школе подошло к концу, и нужно было получать GCSE - General Certificate of Secondary Education - аттестат о среднем образовании. Продолжить обучение я решил в МГУ. И вернулся в Россию. Здесь, конечно, все иначе, и вести такую насыщенную жизнь, как в Великобритании, мне не удается. Временами даже казалось, что я живу только прошлым. Но сейчас я снова научился вести активный образ жизни - месяц путешествовал по Европе. Решил писать книгу. А недавно ходил на выставку "Образование в Великобритании" - собираюсь получать второе высшее. Я еще не решил, осяду здесь или там. Но вообще-то, я хочу быть гражданином мира, а с английским гражданством это проще.
Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №1 2003 |
|