Главная / Статьи из прессы / Второй среди равных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Второй среди равныхВторой среди равных
Оксфорд и Кембридж... В этой паре имен, так нераздельно слитых, что англичане даже объединили их в словцо Оксбридж, - Кембридж "вечно второй". Даже сегодня, когда в рейтинговых таблицах он стоит выше Оксфорда. А все потому, что он "опоздал родиться" - был основан почти через 50 лет после старшего собрата. И история его началась... в Оксфорде
Именем короляК 1226 году ученые преподаватели успели сплотиться в единую организацию, во главе которой стоял канцлер. Курсы обучения стали вестись регулярно, и в 1231 году король Генрих III взял возникший явочным порядком studium generale под свое крыло, издав указ, защищающий магистров и студентов от местных мздоимцев. Монарх также милостиво дозволил проживать в Кембридже не только "аборигенам", но и студентам из других городов и стран, правда, лишь тем, кто обучался у признанного магистра. Это было сделано для того, чтобы обеспечить ученым мужам монополию на преподавание и оградить свободные искусства и науки от посягательств шарлатанов.Так родился Кембриджский университет. При этом названии мы представляем себе высокие здания, увитые плющом стены, ухоженные газоны и внутренние дворики, торжественные аудитории... Но в XIII веке неосведомленный и не слишком внимательный путник мог спокойно проехать по Кембриджу, даже не заметив, что там есть университет, так как материального воплощения в виде академических зданий и кампусов университет не имел. Магистры и школяры "снимали угол" у городских домовладельцев, в частных домах и учились, а публичные церемонии проходили в приходских церквах. Лишь в конце XIV века университет начал приобретать землю на участке, известном сегодня как Сенатский холм, и строить там здания - "коллегии" (общежития) и "школы" (факультеты). Некоторые из них стоят по сей день и именуются "старыми школами".
Семь свободных искусствСтудентами становились без особых хлопот и формальностей. Достаточно было найти магистра, готового взять на себя ответственность за обучение недоросля, и начать заниматься. Принимали юношей всех сословий от 14 лет, разумеется, грамотных и владеющих латынью, на которой велось преподавание. Учились по классическому образцу: вначале "тривиум" - грамматика, логика и риторика, потом "квадривиум" - арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Занятия вели магистры и доктора, прошедшие курс наук и допущенные к преподаванию единогласным решением всех коллег. Студиозусов учили по всем правилам схоластической премудрости: читали латинские тексты, а затем их разъясняли и комментировали. Поскольку книги были немногочисленны и невероятно дороги, приходилось прилежно посещать лекции, записывать каждое слово преподавателя, а вечером при свете коптилки зубрить собственные конспекты. Экзаменами служили диспуты: школяру задавали вопросы или тезисы, которые он должен был защищать или опровергать в споре с оппонентом - сначала со студентом постарше, а потом и с самим преподавателем. Эти словесные баталии считались практическим применением полученных знаний.Выдержавший по окончании тривиума диспут по логике и риторике получал степень бакалавра: это значило, что новоиспеченный ученый муж сам может читать несложные или второстепенные лекции. Квадривиум вел к степени магистра, накладывавшей уже серьезные преподавательские обязанности. И лишь немногие, самые терпеливые и жаждущие знаний брались потом за богословие, каноническое и гражданское право или медицину - предметы, изучавшиеся во всех университетах того времени. На постижение сей премудрости студенты должны были положить по меньшей мере семь лет жизни, после чего становились докторами - самыми уважаемыми членами университетского сообщества.
Несчастье помоглоА теперь представьте себе, что чувствовали добропорядочные жители маленького города Кембриджа при виде юнцов, без дела слоняющихся по городу, повесничающих, пьющих и драчливых, и к тому же пользующихся всеми мыслимыми и немыслимыми привилегиями со стороны государства и церкви. Постоянные стычки между town and gown привели к тому, что в 1381 году, во время крестьянского восстания Уота Тайлера, охватившего всю Англию, "простецы" под шумок разграбили университет и сожгли его хартии и уставы. Увы, власти приняли сторону учебного заведения и наделили его новыми привилегиями. В частности, канцлеру было дозволено преследовать по закону жуликов, норовивших подсунуть студентам некачественные продукты или "паленые" спиртные напитки.Университет постепенно рос, и его структура усложнялась. Чтобы предотвратить злоупотребление королевскими привилегиями, было введено официальное подтверждение ученых степеней. Продвижение школяра по научной лестнице отмечалось не только экзаменами и дипломами, но и изменениями в одежде, в покрое мантии, форме капюшона и конфедератки. Строились новые школы и колледжи, образовывались кафедры и факультеты, вводились законы, регулирующие деятельность университета. И уже к середине XVI Кембридж оформился в сложное, разветвленное учебное заведение - с факультетами, кафедрами, курсами и прочими подразделениями - и занял подобающее место среди университетов Европы.
Век ПросвещенияОднако король Генрих VIII был не очень-то доволен тем, что происходит в стенах университета. Несмотря на ужесточившиеся правила приема студентов и подтверждения степеней, очень уж много обреталось там "золотой молодежи", приезжавшей в Кембридж не учиться, а развлекаться. Город наводнили праздные студенты-миряне, их слуги, портные, учителя фехтования, танцев, тенниса и верховой езды и прочая шушера, жаждавшая поживиться за счет богатеньких лоботрясов. Король Генрих высочайшим указом запретил преподавание схоластической философии и канонического права - по его мнению, именно эти факультеты плодили бездельников, а к тому же служили рассадником католических идей, недопустимых в англиканском государстве. На первый план вышли факультеты греко-римской классики, библеистики и математики.От этого Кембридж только выиграл - ведь он никогда не был центром схоластической мысли, таким как Оксфорд или Сорбонна. А начало серьезным научным исследованиям здесь положили два события, также произошедшие в конце XVI века: во-первых, указом того же короля Генриха, ревностно следившим за событиями в Кембридже, было введено звание профессора на кафедрах древнееврейского, древнегреческого, физики, богословия и гражданского права. А во-вторых, университет получил право на книгопечатание, и с 1584 года начал регулярные публикации, в частности, Библии и библеистики. Так было положено начало всем известному издательству Cambridge University Press. Как ни странно, английские революции XVII века обошли Кембридж стороной. Зато именно в этом разумном и просвещенном веке университет прославился на всю Европу как центр математических и естественнонаучных исследований, в чем не последнюю роль сыграл сэр Исаак Ньютон. В Кембридже появились профессора математики, физики, химии, ботаники, астрономии, а также солидная исследовательская база: ботанический сад, обсерватория и палеонтологический музей. Королевой наук все-таки была математика, и так продолжалось почти до середины XIX века. Но и тогда гуманитарные и общественные науки лишь потеснили естественные, но не отобрали у них пальму первенства. Так случилось, что в Кембридже работали именно те ученые, чьи открытия не просто сыграли роль в развитии науки, но и всколыхнули весь мир: помимо Ньютона, это биолог Чарльз Дарвин, (1809-1882), физик Эрнест Резерфорд (1873-1937), изобретатель турбореактивного двигателя Фрэнк Уиттл (1907 -1966), математик Стивен Хокинг (р.1942). После Второй мировой войны, начиная с 1945 года, университет, можно сказать, пережил вторую молодость. Исследовательская деятельность приобрела просто-таки космические масштабы, а новые колледжи, кафедры и факультеты начали появляться чуть ли не ежегодно. (Последний по времени колледж, Robinson College, был основан в 1977 году местным миллионером). На сегодняшний день Кембридж состоит из 32 колледжей и 100 отделений. Уровень исследований университета отмечен шестьюдесятью Нобелевскими премиями в самых разных областях. В университете учится около 16,5 тыс. студентов, из которых около 11,5 тыс. человек получают диплом бакалавра, а остальные - последипломное образование. Около 17% студентов - иностранцы, приехавшие более чем из 100 стран, в том числе и из России. Чтобы поступить в Кембридж, нужно пройти баснословный конкурс: принимается лишь треть заявок на поступление, а иностранные студенты, удостаиваемые внимания приемной комиссии, как правило, уже имеют престижный диплом, полученный в родной стране. И тем не менее абитуриенты рвутся сюда с неистощимым упорством, чтобы именно в этих старых, освященных историей стенах изучать лингвистику, политологию, математику, экономику, менеджмент, юриспруденцию... Потому как любому ученому званию - BA, MA, MSc и т.п. - придает особую ценность стоящее в скобках Cantab. - Кантабрия, старинное латинское название Кембриджа. Автор: Коринская Лола |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контактная информация |
Туристическая компания ЕВРО-РЕЗИДЕНТ ТРЕВЕЛ И КОНСАЛТИНГ г. Москва, м. «Китай-Город» Солянский проезд, д. 1/27, офис 534 (5 этаж). Тел: +7 (495) 648-9188 (мн), E-mail: info@2uk.ru |
|