Главная / Статьи из прессы / Шоколадный режиссер не крадет чужих зонтиков
Туры в Англию
Туры в Лондон
Туры в Лондон детям
Туры на Шоу/Концерты в Лондоне
Туры на Футбол
Туры экскурсионные Англия-Шотландия-Уэльс
Туры комбинированные Великобритания - Ирландия
Один тур-несколько стран
Туры в Ирландию
Туры в Шотландию
Туры в Уэльс
Гастрономические туры
Туры на Weekend
Туры на события
Индивидуальные экскурсии
Комбинированные 
Тур Дворцы и замки Англии
Отдых на Британских островах
Туры Fly & Drive
Туры на 8 марта
ВЕСНА 2017
ТУРЫ НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
ЛЕТО 2017

Визы и билеты
Виза в Англию
Виза в Ирландию
Автобусные билеты
Авиабилеты в Англию

Отели
Отели Лондона
Отели Ливерпуля
Отели Глазго
Отели Манчестера
Отели Эдинбурга
Отели Брайтона
Все отели Англии

Города
Лондон
Кембридж
Ливерпуль
Эдинбург
Оксфорд
Белфаст
Все города Англии

Состав Великобритании
Англия
Шотландия
Уэльс
Северная Ирландия
Британские заморские территории

Статьи и материалы
Кембридж или Лондон?
Шотландская Сорбонна
Лондонские площади
Великобритания. Доллар туриста
Темза, сэр!
В Лондон, в Лондон...
Все статьи
Статьи на туристическую тематику

Великобритания в России
Британские компании в России

Шоколадный режиссер не крадет чужих зонтиков

Шоколадный режиссер не крадет чужих зонтиков

Режиссер Георгий Михалков (так зовут этого человека по паспорту) более известен как Егор Кончаловский. Сын, брат, племянник, внук и правнук великих, Кончаловский-младший снимал рекламные ролики для "Сникерса", "Кэдбери" и "Виспы", за что получил прозвище "шоколадного режиссера", а сейчас работает над своим первым полнометражным художественным фильмом. Мало кто знает, что Егор учился в Оксфорде и Кембридже, и даже является представителем в России оксфордской школы St. Clare’s.

— Егор, говорят, отец твердил тебе чуть ли не с пеленок: "Учиться будешь за границей". Ты воспринимал эти обещания всерьез?
— Да. И чем дальше, тем серьезнее. Я даже не стал поступать после школы в какой-нибудь московский институт, а пошел в армию, чтобы потом она не "висела" надо мной до 28 лет. Но после армии я два года не мог уехать из России — этому очень сопротивлялся дед.

— Почему?
— Ему должно было исполниться 75 лет, и он ждал... орден. Но ордена не дали, а я в результате два года болтался между Россией и Францией. Одной ногой я был в Париже — успел съездить несколько раз, поучить там... английский в международных школах.

— В Сорбонну поступать не хотел?
— Нет, я хотел получить англосаксонское образование — оно более универсально.

— А что мешало заниматься английским в России?
— Ничего не мешало. В Москве у меня было целых два репетитора — англичанка и русская. И даже специальный преподаватель по английской культуре, литературе и истории. Это был Борис Кагарлицкий, сын знаменитого шекспироведа. Он знал восемь языков и работал... лифтером. Сидя у лифта, мог читать древний норвежский эпос на языке оригинала...

— Хорошо, а как же ты из Франции попал в Оксфорд?
— В 1988 году, когда я уже жил в Париже, я пришел в советское консульство и сказал: все, остаюсь во Франции. Помню, был непростой разговор с консулом, но я настоял на своем, и получил статус "российского гражданина постоянно проживающего за рубежом" (кстати, он был действителен до прошлого августа). Затем я перебрался в Англию, чтобы учиться на английском. Приехал к отцу в Лондон, а он говорит: ищи сперва школу, с твоим знанием английского поступить в университет нереально. Один папин знакомый присоветовал школу в Оксфорде, которая называлась "Сент Клэрс" (St. Clare’s). И я отправился туда.

— И тебя сразу приняли, без всяких рекомендаций?
— Да. Я просто пришел с улицы: "Здрасьте, хочу учиться у вас". Мне ответили, мол, очень интересно, а кто вы собственно такой? "Я — советский парень", — говорю. Они: "А чем вы занимаетесь?". Я им рапортую: "Последняя моя профессия — сержант Советской армии". О!

Это было время интереса к Советскому Союзу: перестройка, гласность, Горби... "Ваш уровень знания языка недостаточен, — заметила директриса, — но... под вашу ответственность мы вас возьмем. Придется усердно заниматься". Так я оказался первым и в то время единственным русским учеником этой школы, причем я был года на три-четыре старше остальных учеников.

— Неужели твоя фамилия не произвела впечатление на директрису?
— Никакого. В Англии отец стал известен только сейчас, своей "Одиссеей", а в тот момент им это имя ничего не говорило. Три года спустя, когда я учился в Кембридже, в маленьком кинотеатре показывали фильм Никиты Михалкова "Урга", и кто-то поинтересовался (а я представляюсь везде как Михалков-Кончаловский): "Вы имеете какое-то отношение к этому режиссеру?". Да, говорю, это мой дядя.

— Итак, в элитную школу тебя приняли сразу, без всяких тестов?
— Да, по итогам собеседования. Кстати, сейчас я имею право сам отбирать в эту школу русских детей по их отметкам, по рекомендательным письмам, характеристикам. Я — официальный представитель "Сент Клэрс" в России и уже отправил туда на учебу человек десять. Причем никакой рекламы я не даю, только из уст в уста. И хотя англичане мне платят небольшой процент, это не профессия. Кстати, администрация школы сама предложила гонорар, до этого я занимался набором бесплатно.

— Сколько стоило твое обучение в школе?
— Более 15 тысяч долларов в год. Платил, естественно, отец — у меня таких денег не было и быть не могло.

— Хватало ли тебе твоих знаний английского?
— Английский я знал хуже всех в классе, поскольку занимался им интенсивно, но недолго, поэтому ощущение второгодника преследовало меня постоянно. Но через полгода язык как-то сам собой "открылся".

— Что ты изучал в "Сент Клэрс"?
— Курс назывался "Международный бакалавриат", и давал он отличное базовое образование. Я бы хотел, чтобы у моей будущей жены был такой диплом — для жены достаточно... Из списка, который предложили, нужно было выбрать шесть предметов. Я предпочел историю, биологию, математику, историю искусств, русский и французский.

— Насколько справедливо утверждение о спартанских условиях британских школ?
— В нашей правила не были суровыми. Там, к примеру, разрешалось курить. По английским законам курить можно после 16 лет, и даже на уроке, если он проходит в саду, и ты не мешаешь окружающим. В школе есть бар, где достигший 18-летия ученик может спокойно выпить пива или даже вина. Правда, бармена не надуешь — он знает, кому сколько лет. И может сказать: "Знаешь, тебе хватит".
    Существует свобода передвижения, но в 11 часов вечера студент обязан быть в кампусе. Правда, я снимал отдельную квартиру — это не запрещено. И, конечно, все должны исправно посещать занятия. Можно и не ходить, но тогда твоим родителям напишут: извините, мы не вправе брать с вас деньги за образование. Подобные рапорты я бы мог получать сам, поскольку мне было больше 18 лет, но я был дисциплинированным и не мог позволить себе прогулы.

— Кто из иностранцев учился вместе с тобой?
— Помню, было много скандинавов — шведы и норвежцы. Много итальянцев. И китайцы из Гонконга.

— А как ты попал в Кембридж?
— Моя школа стала как бы мостом в университет, поскольку в него зачисляют по итогам выпускных экзаменов. В конце первого года мы сдавали пробные экзамены, которые были обставленные совсем как настоящие. Ближе к окончанию нас всех стали вызывать к специальному человеку в школе, который назывался "офицер по карьере". Он спрашивает: "Чем вы хотите заниматься в будущем?". Допустим, вы отвечаете, мол, философией. "Точно философией?". Да. "Хорошо, зайдите чуть позже". И через некоторое время тебе выдают полную информацию по дюжине университетов: где какие требования, куда сложно поступить, куда легко, какой лучше.
    Я хотел изучать философию и историю искусства. "Вот список учебных заведений. Есть какие-то предпочтения?". Я ответил: "Кембридж".

— Почему? По соображениям престижа?
— Вот и она об этом спросила и предупредила: "Учтите, Егор, все знают, что для искусствоведов предпочтительнее окончить Лондонский институт Корто. Но если вы намерены работать банкиром или продюсером, то лучше Кембридж". Я хотел именно Кембридж. Это же легенда!

— И что было дальше?
— Как я уже сказал, выпускные экзамены в школе являются вступительными в университет. До этого ученикам устраивают собеседование с профессорами выбранных университетов. Я съездил на пять таких бесед, мне сказали, сколько баллов в сумме надо набрать на выпускных экзаменах. В Кембридже сказали 35 баллов, в Корто — 31, в Лондонском королевском колледже — 30, и так далее. На школьных экзаменах можно набрать максимум 42 балла, получив за каждый из шести изучаемых предметов высшую оценку "семь". Я набрал 34, но в Кембридж меня приняли.

— Опять "спасибо перестройке"?
— Пожалуй, да.

— А как был решен денежный вопрос?
— Опять платил отец, на этот раз около 20 тысяч долларов в год. Еще в школе я начал зарабатывать сам, преподавая русский язык. В "Сент Клэрс" учил "великому и могучему" тамошних учителей — тогда было модно знать русский. А в Кембридже, будучи второкурсником, я уже числился в штате. Забавно! Два года студенты сдавали экзамены по русскому языку по тестам, записанным на пленку моим шепелявым голосом.

— Говорят, в Кембридже не церемонятся со слабыми студентами...
— Да. Если ты не сдал экзамен, то отчисляешься без права восстановления. И деньги не возвращают. Дамоклов меч отчисления висел и надо мной. Первый год я занимался философией, а это предмет, построенный на логике и на жонглировании языком. Со мной учились люди, владеющие языком в совершенстве. Моего английского оказалось мало, были вещи, которые я плохо понимал. А потом философия вообще перестала меня интересовать.
    Когда я это понял, я решил поменять предмет. В Кембридже оценки ставят таким образом: "единица" — это превосходно "пять с плюсом". Те, кто получает "единицу", талантливые люди, которые в будущем внесут вклад в философию. "Два-один" — это отлично, "два-два" — это хорошо, "три" — это зачет. Все, что больше "трех" — провал.
    Для того, чтобы поменять предмет, надо получить "два-два" — то есть хорошо, получаешь "зачет" — поменять дисциплину ты не можешь, должен продолжать ее изучение. Странная система! Мне нужно было получить "два-два". И эту оценку я получил! Полностью выложился, но получил.

— А что дает Кембридж в смысле связей, престижа?
— Если Оксфорд — инкубатор для культуры, то Кембридж — инкубатор для парламента. Например, редактор студенческой газеты по окончании университета моментально получает пост в большой серьезной газете — или в "Таймс", или в "Геральд трибьюн". Секретарь союза студентов — будущий профсоюзный деятель. Театр Кембриджа — сильнейший, все агенты приезжают смотреть и набирать актеров, хотя будущая "звезда" может учиться на математическом факультете...

— Как был устроен в Кембридже твой студенческий быт?
— Мне повезло — у меня оказалась лучшая комната в колледже. Это была студия с "ломаным" потолком и стеклянной крышей. Получил я ее в результате жеребьевки, но было условие — на следующий год я должен был передать ее другому студенту, а себе "вытянуть" похуже. Но я сделал хитрый политический ход — отправил письмо "Мастеру колледжа". Это лорд (забыл его имя) он был еще министром в кабинете Тэтчер, но она его выгнала за либерализм. Я написал: "Я — русский, у меня нет другого места в мире, кроме этой комнаты в кампусе", и попросил дать лучшую жилплощадь.

— Да ты — авантюрист, до такого надо додуматься!
— Более того, во время каникул мне разрешили не увозить из комнаты свои вещи. Я там очень обжился. Мебель стояла пристойная, картины на стенах. Иногда я лежал на кровати и сквозь стеклянную крышу наблюдал рассвет...

— А когда сегодня к тебе приходят родители, ты не пытаешься отговорить их отправлять ребенка за рубеж? Ведь он может вернуться оттуда другим человеком...
— Я всегда предупреждаю, что это серьезный шаг. Одно дело посмотреть рекламную видеокассету: грандиозная библиотека, сад, где читают лекции по Шекспиру... Это прекрасно, но, с другой стороны, надо быть готовым к тому, что мозги меняются.
    У меня они изменились меньше, потому что я — "совок". Я служил в армии, был комсомольцем, знаю, что такое профком-партком-местком, которые подписывают бумаги на выезд. Я спокойно вернулся в эту постсоветскую среду. Хотя и пережил шок: все-таки отсутствовал в России почти восемь лет.
    Но те, кто уезжает учиться сейчас, они уже другие, они ближе к западной молодежи. Мы были изолированы от мира. Я когда впервые приехал в Париж, чуть с ума не сошел от происходящего вокруг. А из этих ребят многие уже не раз бывали за границей. Почти все, отучившись в университете, возвращаются и становятся международными людьми.
    Это здорово! Потому что они приносят с собой не то, чтобы другую систему ценностей, у нас у самих прекрасная система, но они способны ее имплантировать. Можно прекрасно понимать, что нужно, например, платить налоги или что морально, а что нет, но не следовать этому.
    В Англии, к примеру, не следовать системе ценностей достаточно трудно. Вот я три раза забывал в метро очень дорогой органайзер с ручкой "Картье" и за копеечный штраф получал его обратно в бюро находок. Эта чужая честность делает тебя таким же. Если ты нашел дамскую сумочку, ты уже не станешь смотреть, сколько там денег, а тоже отнесешь ее в "Lost & Found". Есть хорошая английская пословица: "Никогда не кради чужих зонтиков"...

— А что самое основное, чему ты там научился?
— Пожалуй, это свобода мышления. В Англии 16-летнему ученику могут спокойно поручить написать сочинение на тему "Как язык определяет сознание?" или "Морален ли аборт?". Я в свои 22 никогда и не думал на эти темы. В средней школе мы учились в другой системе координат, свобода мышления отсутствовала полностью.
    В принципе, российское образование серьезное, особенно техническое, но должна произойти смена поколений. Научить свободных людей можно будет только тогда, когда в профессора придут люди новые — свободные! 

Автор: Васюхин Влад
Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №3(4) март 1999г.

Горячая линия
+7 (495) 648-9188 (мн.)
Контактная информация

Летние лагеря на каникулах для детей и подростков
Английский язык + спорт
Английский язык + точные науки
Английский язык + интенсивный курс
Английский язык + творчество/искусство
Английский язык в семье преподавателя
Английский язык + подготовка в частную школу
Английский язык + экскурсии и развлекательная программа
Английский язык + подготовка к международным экзаменам CAE/FCE, IELTS, TOEFL, TOLES, ILEC, SAT, BEC и другие

Образовательные туры
Языковые курсы для школьников и студентов
Языковые курсы для всей семьи
Языковые курсы для взрослых
Языковые бизнес курсы
Языковые курсы для юристов
Английский для медработников
Языковые курсы для профессионалов

Образование в частных школах и колледжах
Подготовительные курсы
Обучение в начальной школе
Обучение в средней школе или колледже

Высшее образование в колледжах и университетах
Подготовительные курсы к поступлению в университет / колледж
Обучение в университете / колледже

Отдых в Англии
Лондон для детей
Мини разговорник
Шоппинг
Аренда автомобилей
Таможенные правила
Автомобилистам
Цены в Великобритании
Связь в Великобритании
Спорт в Великобритании
Английский футбол, туры на футбол
Спортивный туризм (new)
Карты Великобритании
География
Погода
Бизнес
Образование (new)
Выставки
Недвижимость
Регистрация фирм

Достопримечательности
Сити Лондона
Стоунхендж
Банк Англии
Королевские дворцы
Биг Бен
Британский музей
Все достопримечательности

Культура
Английский театр
Культура Англии
Религии Великобритании
Английская готика
Пиратство
Праздники Великобритании
Вся культура

История
Англия при Тюдорах
Династия Йорков
Династия Ланкастеров
Революция Тэтчер
Столетняя война
Закат Империи
Вся история

Контактная информация
Туристическая компания ЕВРО-РЕЗИДЕНТ ТРЕВЕЛ И КОНСАЛТИНГ
г. Москва, м. «Китай-Город»

Солянский проезд, д. 1/27, офис 534 (5 этаж).
Тел: +7 (495) 648-9188 (мн), E-mail: info@2uk.ru
Интернет-статистика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты. Туристический рейтинг.
2UK.RU - Англия.