|
Готическое возрождение
Готическое возрождение
Примерно в середине XVIII в. одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой, который принято называть «готическим Возрождением», продолжался вплоть до начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом стиле).
|
 |
Хорас Уолпол. Дом в усадьбе Строуберрихилл. Интерьер. 1 746—1 790 гг. Твикнем
|
Основателем «готического Воз рождения» был граф ХорасУол пол (1717—1797), литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто». В 1746—1790 гг. он пере строил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберрихилл (Твикнем, пригород Лондона). Она стала своего рода реальным воплощением выдуманного замка Отран то. Уолпол пригласил нескольких архитекторов, и сам был их консультантом и вдохновителем. Все элементы постройки, заимствованные из реальных готических сооружений, расположены очень прихотливо, в необычных сочетаниях. На пример, для книжных шкафов использовались копии украшений из старого собора Святого Павла в Лондоне, а перекрытия галереи на вилле повторяли своды капеллы ко роля Генриха VIII.
|
 |
Хорас Уолпол. Дом в усадьбе Строуберрихилл. 1746—1790 гг. Твикнем.
|
Уолпол восхищался асимметричностью и «живописным беспорядком» средневековых готических соборов. Кроме того, постройка в готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного парка. Она навевала исторические ассоциации, заставляя зрителя воображать себя участником давних событий.
Так называемое Аббатство Фонт хилл в Центральной Англии, рас полагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (17 60— 1844), богатейшего английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено в 1796—1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746— 1813). Как и замок Хораса Уолпола в Строуберрихилл, Аббатство Фонт хилл было материальным воплощением сооружения, описанного Бекфордом в его фантастическом романе «Ватек». Наполненное сумрачными лабиринтами галерей и коридоров, перекрытых высокими готическими сводами, здание соответствовало романтическому на строю писателя. Извилистые парко вые аллеи как будто продолжали внутренние галереи Аббатства. Освещение самих галерей в свою очередь напоминало свет в парке и превращало интерьер в пейзаж, словно перенесённый внутрь здания. К сожалению, до наших дней Аббатство Фонтхилл не сохранилось.
|
 |
Джеймс Уайет. Аббатство Фонтхилл. 1796—1807 гг. Гравюра.
|
Своей вершины архитектура «готического Возрождения» достигла в Англии уже в XIX в. Однако если в XVIII столетии готический стиль выражал вкусы и прихоти владельцев построек, то позже он стал государственным стилем. Именно в этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин) — одно из центральных сооружений английской архитектуры того столетия. |
Источник:http://scit.boom.ru |
|