|
Епископ Павлин - просветитель Нортумбрии и его последователи
Епископ Павлин - просветитель Нортумбрии и его последователи
Святитель Григорий Двоеслов отправил вместе с Августином, Мелетием и Юстом Павлина, которому суждено было стать первым просветителем Нортумбрии. После миссионерской работы в течение двадцати четырех лет на юге Англии Павлин в 625 году был посвящен в сан епископа и последовал с принцессой Этельбург, будущей королевой Нортумбрии, в эту северную страну. Павлин занял в Йорке такое же положение по отношению к королевской власти, как Августин в Кентербери: он имел сильную поддержку со стороны королевы, а король Эдвин не был враждебен к христианству. Сам Эдвин крестился в Великую субботу 626 года в церкви, построенной специально для этого случая. Знать и народ быстро приняли веру Христову. Епископ Павлин часто путешествовал но Нортумбрии с евангельской проповедью, многих крестил. В Йорке он восстановил древнюю церковь апостола Петра, построенную еще римлянами. За неутомимые труды папа Гонорий, преемник Григория Двоеслова, назначил Павлина в 634 году архиепископом Йоркским и послал ему паллиум. Но ситуация в Нортумбрии неожиданно изменилась: после смерти короля Эдвина наступила языческая реакция. Архиепископ Павлин вынужден был удалиться на юг. В Нортумбрии остался только диакон Иаков, который служил невзирая на угрозу смерти. В это же время христианство утвердилось в Восточной Англии, просветителем которой стал бургундский епископ Феликс при поддержке короля Сигберта, принявшего христианство в Галлии при чрезвычайных обстоятельствах. Епископ Феликс прибыл в Англию в 630 году и установил свою резиденцию в Дунвиче. В этом городе известна основанная им школа. Ему помогал странствующий ирландский монах Фурса. Но окончательное обращение этого края наступило позднее. В королевстве Уэссекс был апостолом, епископ Бериний. Он трудился там в течение двадцати семи лет. Его работа также не увенчалась немедленным успехом. Язычество медленно отступало перед христианством. В VII веке самым мощным оплотом язычества была Мерсия. Ее король Пенда в войне с Нортумбрией преследовал не только политическую, но и религиозную цель – уничтожить христианскую веру. Победив Эдвина, Пенда восстановил язычество в Нортумбрии, но ненадолго – всего лишь на год, «страшный год», по выражению Беды Достопочтенного. Освальд, знаменитый нортумбрийский король, победил Кадваллона (Кадваллон – валлийский король, христианин, союзник язычника Пенды. Погиб в 634). Накануне сражения он установил деревянный крест и долго молился перед ним. При Освальде христианство вернулось в Нортумбрию, но ориентировалось уже не на Римскую, а на Кельтскую Церковь, к которой принадлежал монах Аэдан, призванный на апостольское служение среди англосаксов с острова Иона.
На острове Линдисфарн, близ берегов Берникии, Айдан основал епископскую кафедру. Линдисфарн сразу же стал мощным миссионерским центром. С этого Святого Острова, прозванного так впоследствии, монахи разошлись по языческим государствам. Они строили грубые деревянные церкви, вокруг которых в скором времени возникали монастыри. Одним из них с 657 по 680 год управляла известная аббатисса Гильда. Сам король Освальд принимал участие в проповеди, переводя не всегда понятные англам речи кельтских миссионеров. Вследствие мощного импульса с севера был просвещен и Эссекс. Миссионер Кедд(Чадд) стал его первым епископом и основал два монастыря и несколько церквей, одна из которых сохранилась вплоть до настоящего времени. Мерсия приняла христианство при Пенде, короле Средней Англии. Духовным центром этой области стал Личфильд, епископом которого был поставлен шотландец Диума.
источник:engchurch.fromru.com |
|