Римское владычество в бриттский период
Первое проникновение христианства Великобритания, самая отдаленная окраина запада, становилась пределом переселения племен с востока и севера. Возможно, первоначально остров заселяли племена, родственные иберийским. Впоследствии там появились кельты, ассимилировавшиеся с местным населением. По всей видимости, кельты переселялись на остров несколькими волнами; последнее такое переселение произошло в I в. до н.э. когда в Британию переселились представители племени белгов. . К тому же периоду относится первое соприкосновение Британии с Римской Империей – вторжение Юлия Цезаря в 55 году до Р.Х. Расширение власти Рима при императорах Клавдии, Адриане, Антонине Пие, Септимии Севере и Констанции Хлоре стабилизировало обстановку и приостановило переселение в Британию племен как с континента, так и из Ирландии. Но когда в 410 году власть Рима над Британией прекратилась, на её берегах снова поселились чужеземцы: сначала пришельцы из северной Германии и Дании – англы и саксы, затем – норманны.
Сведения о начале распространения христианства на Британских островах очень скудны. Существует несколько преданий о первом обращении их обитателей апостолами: Павлом, Симоном Зилотом и Аристовулом. Свидетельство святого Климента Римского о путешествии апостола Павла на окраины запада вызвало предположение о его проповеди и на Британских островах. Другое предание связывает косвенным образом британское христианство с апостолом Павлом. Апостол обратил британца Брана, который был оставлен в Риме заложником вместо своего воинственного сына Каратака. Освободившись, Бран вернулся с благовествованием на родину. Церковное Предание утверждает, что первым просветителем Британии был Иосиф Аримафейский.
Несмотря на то, что письменные свидетельства о раннем распространении христианства на Британских островах отсутствуют, можно указать его основные направления. Колонизация Британии Римом, введение ее как римской провинции в круг эллинистической культуры оказали влияние на христианское просвещение. Существует предположение, что во время суровых гонений на христиан в Галлии в 177 году некоторые из них нашли прибежище на Британских островах. Итак, свет веры Христовой проник сюда из Галлии или непосредственно из Малоазийских Церквей. Посредниками в распространении христианства были римские легионеры, частично набиравшиеся на востоке, гражданские чиновники, разъезжавшие по империи, многочисленные купцы, удовлетворявшие нужды кельтов. Об их влиянии свидетельствуют греческие надписи, открытые в древних британских городах, построенных римлянами. В Силчестере, римском городе в Хэмпшире, был обнаружен фундамент христианской церкви. Вообще, археологические находки этого периода очень немногочисленны: среди них – свинцовые крестильные купели и другие предметы церковного обихода, например, серебряные ложечки и чаши, служившие для Причастия.
Первое достоверное свидетельство о существовании христианства на Британских островах мы находим у Тертуллиана, который в трактате «Против иудеев» в 208 году по Р.Х. писал, что «христианство проникло в области Британии, недоступные для римлян». Следовательно, к концу II века христианство укоренилось и за пределами римского владычества. Через сорок лет Ориген, перечисляя страны, где можно найти христиан, также упомянул Британию.
Во время гонений Британская Церковь имела своих мучеников, первый из которых – Альбан, возможно, пострадавший около 304 года по Р.Х. при императоре Диоклетиане, хотя есть убедительные свидетельства того, что это произошло на сто лет раньше – при Септимии Севере. Его быстрое обращение послужило примером для подражания. Албан принадлежал к коренному населению(иногда утверждают, наоборот, что он был легионером) и стал первым национальным святым. В Веруламии (теперь Сент-Олбанс), месте его мученичества, был вскоре построен храм, вокруг которого с течением времени образовалось огромное аббатство. В южной части Британских островов существовала к тому времени организованная Церковь, о чем свидетельствует присутствие епископов Эбория Йоркского, Реституда Лондонского и Адельфия Колчестерского на Арльском соборе во Франции в 314 году, отмеченное их подписями под соборными постановлениями Британские епископы отсутствовали на I Вселенском соборе, но Афанасий Великий указывает на то, что Британская Церковь приняла никейские постановления. Представители Британской Церкви участвовали в работе Ариманского собора в 359 году. Трое из них оказались настолько бедны, что были вынуждены принять от императора-еретика Констанция денежную помощь в отличие от остальных епископов, которые, желая сохранить самостоятельность, содержали себя за свой собственный счет.
источник:engchurch.fromru.com |