Эволюция рулевого колеса
Центром болида "Формулы-1", конечно же, является кокпит, место где располагается пилот. Его можно назвать офисом гонщика. Огромное количество оборудования для пилота должно быть втиснуто в это ограниченное пространство.
В 50-е годы рулевое колесо было не больше чем деревянным кругом на металлической основе. Следующие два десятилетия мало что изменили - разве что руль стал чуть меньше в диаметре, но это стало следствием изменения конструкции болида, просто кокпит стал меньше. В начале восьмидесятых на руле появились кнопки и переключатели - новая электроника требовала вмешательства гонщика, который смог управлять балансом тормозов, концентрацией топливной смеси, параметрами активной подвески, когда она была разрешена правилами. Современное рулевое колесо болида представляет собой легкую и прочную конструкцию из углепластика и алюминия.
Прорыв случился в 1989 году, когда Ferrari представила полуавтоматическую коробку передач. Исчезла необходимость в педали сцепления и рычаге переключения передач. Остались только две педали - 'газ' и тормоз. Отныне, пилоты могли переключать передачи с помощью небольших рычажков, расположенных с обратной стороны рулевого колеса - с одной стороны для повышения передачи, а с другой для понижения. Маленький рычажок сцепления крепиться сразу позади рычагов переключения передач и включается вместе с ними.
Теперь нет педали сцепления, так что многие пилоты по раллийному тормозят левой ногой. В современных болидах нет необходимости снимать правую ногу с педали газа, что намного облегчает пилотирование. Отпала необходимость размещать в кокпите болида тахометр, спидометр и другие приборы, показывающие гонщику параметры тех или иных систем. Прямо на руле располагается жидкокристаллический дисплей, на который и выводятся все эти показатели. Обычно это обороты двигателя, текущая передача, скорость, объем топлива в баках, температура охлаждающей жидкости, время прохождения круга, иногда с учетом результата по секторам трассы.
По правилам, рулевое колесо должно легко сниматься, чтобы в случае аварии не препятствовать эвакуации пострадавшего пилота.
Некоторое время команда "Феррари" использовала интересный метод регулировки положения рулевого колеса в кокпите. Несколько тонких пластин, шириной около 4 мм между рулевым колесом и хабом, куда оно крепиться, позволяют подобрать оптимальный вариант.
Кнопки
Но это всего лишь вершина айсберга. На рулевом колесе есть несколько кнопок и переключателей, с помощью которых пилот в состоянии вывести на дисплей около ста параметров двигателя, тормозной системы, коробки передач или сцепления, а также легко управлять всеми этими параметрами. Правда прочесть эту информацию и что-то изменить гонщик может лишь в неподвижной машине, к примеру - во время остановки в боксах. Скоро появятся индикаторы, информирующие пилота о флагах, которые маршалы вывешивают на трассе.
Коробка передач |
Управление мотором |
1 |
Задняя передача |
12 |
Индикатор оборотов |
2 |
Нейтральная передача |
13 |
Подготовка к старту (парная) |
3 |
Старт-контроль |
14 |
Лимитатор |
4 |
Дифференциал |
15 |
Радио |
5 |
Минус |
16 |
Универсальный переключатель |
6 |
Режим дифференциала |
17 |
Режим работы мотора |
7 |
Топливо |
18 |
Плюс |
8 |
Трекшн-контроль |
19 |
Режим работы мотора |
9 |
Давление масла |
20 |
Подготовка к старту (парная) |
10 |
Остановка мотора |
21 |
Обороты мотора |
11 |
Универсальный переключатель |
22 |
Скролирование экрана |
23 |
Подтвеждение |
|
На руле всегда присутствует кнопка "Выключение мотора", которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации. Она должна быть расположена в легкодоступном месте, но не допускать случайного нажатия. Известен случай, когда на тестах в начале сезона, мотор вышел из строя в результате случайного нажатия на эту кнопку.
Кроме тех, что перечислены в таблице, можно встретить кнопки "Подтверждение заезда на пит-лейн", "Подтверждение дождевой резины" и "Маркер неполадок". Первые две дублируют радио сообщения - как только пилот решил что необходим заезд в боксы (иногда и внеплановый) он нажимает первую. В боксах сразу загорается лампочка, которая сигнализирует механикам о намерениях пилота. Вы можете спросить, а для чего тогда существует радио связь? Но во первых она не всегда была обратной, а во-вторых - на некоторых трассах, вроде Монако или Хокенхайма есть места, где радиосвязь просто не работает и что бы не говорил пилот, его просто не услышат в боксах команды Третья, из перечисленных выше кнопок, облегчает жизнь и пилотам, и команде. Как только, пилот на определенном участке трассы чувствует проблему (например необъяснимую вибрацию), он нажимает эту кнопку, что фиксируется метками на экране телеметрии в боксах.
Источник: www.f1news.ru |